23:41 

Похождения норвежских археологов на заброшенной военной базе СССР...

123-ok
... или фильм «Тайна Рагнорока» (2013 год, Норвегия).




Археолог Сигерд Свендсен уже много лет одержим историей судна викингов Осберг. Единственная надпись, найденная на этом корабле написана на языке рун и гласит: «человек знает мало». Сигерд уверен, что судно Осберг скрывает ответ на тайну о Рагнароке — конце дней в норвежской мифологии. Когда его друг Аллан находит подобные руны на камне с севера Норвегии, Сигерд убеждается, что руны — это карта сокровищ. Вместе они отправляются в экспедицию, которая заводит их в «нейтральную зону» между Норвегией и Россией, которая не населена уже многие десятилетия. Здесь Сигерд находит истинное значение рун, которые хранят ужасающую тайну.


Приятный фильм на один раз. Хотя начало выглядело более многообещающим.

Сюжет сводится к тому, что вышеозначенный археолог - рохля, неудачник и плохой отец - со товарищи (включая потащенных к черту на рога детей главгероя) ищут «прообразы» мифа о Рагнорёке. И таки находят – в частности, более чем бодрый прообраз Мирового змея Ермунганда (а также драконовидных украшений кораблей викингов). После чего остаток фильма пытаются унести от него ноги, нарезая круги по заброшенной советской военной базе.

Лично мне в ходе просмотра стало ясно, почему в Норвегии так лютует ювенальная юстиция - в кадре есть только один приличный родитель и взрослый, готовый нести ответственность за молодняк. Это «Ермунганд», который (или которая) за своего детеныша готов(а) порвать любого в самом буквальном смысле слова.

Тогда как двуногому «любящему» отцу на безопасность собственных детей глубоко плевать, а присутствующая рядом взрослая женщина в момент опасности спасает себя, а не детей (и это не вызывает у персонажей никакого недоумения). Впрочем, там и положительная старшая сестра тоже героически бросает своего младшего брата.

Само действие, строго говоря, происходит не на некой «нейтральной территории», а вполне даже в Мурманской области (так как граница между Норвегией и Россией тут была проложена аж в 1826 году и с распадом СССР не связана никак). Вообще этот «хитрый план» с «нейтральной территорией» мне не слишком понятен – особенно, на фоне благополучно мелькнувшей в кадре пограничной таблички «Норвегия-Россия». Как не слишком понятен выбор места действия.

Сценаристам нужна была самая дальняя, северная граница Норвегии (как образ глухой глуши) или фон в виде советской базы? Или было что-то еще?

Просто меня терзают сомнения, что ребята были в курсе, что в Новгороде Великом (которому еще при создании Древнерусского государства принадлежали эти земли) действительно существовал культ водяного змея, а в более позднее время ходили легенды, что змей этот – чародей-оборотень, старший сын прародителя здешних славян и основателя Новгорода.

Вот как излагает эту легенду «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» (XVII век).



…И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома...

Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник, и чародей, и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя.

Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется.

Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще.

Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня.

И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися.





И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, кто был под рукой его, сел по реке, называемой в то время Мутною, а впоследствии поименованной Волховом – по имени старшего сына Словенова, Волхова...

Старший же сын князя Словена, Волхв – бесоугодник, и чародей, и к людям свиреп: бесоугодным ухищрением видения и личины творил многие, и обращался в лютого зверя крокодила, и запирал водный путь через Волхов и тех, кто не желал поклониться ему – пожирал, топил и калечил.

Посему люди, тогда непросвещенные (христианским учением), богом его сочли и называли Громом, Перуном, поскольку в русском языке «молния» «перуном» именуется.

И поставил он, окаянный чародей, ночных ради обрядов и собирания бесовского городок небольшой на месте Перыней прозванном, где и кумир Перунов стоял. И говорили об этом волхве люди невежественные, что он бог есть.

Когда просияло наше слово истинное, христианское - с трудом превеликим был сей окаянный Волхов разбит и повержен, (а после) бесами в реке Волхове удавлен, и тело его волей нечистой плыло по реке течения супротив, и выброшено было на берег у волхового капища, ныне Перынью называемого.

И много плакали по нем неверные, и погребли его, окаянного, с тризной нечистой, и над могилой его насыпали холм высокий – по обычаю своему поганому. И на третий день после окаянной тризны той просела земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила его высокая тоже обрушилась в глубины адские, и поныне говорят, яма та не заполнена.



А жаль, что были не в курсе. ИМХО, тогда можно было бы развернуть идею фильма еще интереснее.

Хотя и по самому процитированному отрывку из «Сказания» вполне можно снять несколько хороших фильмов – от исторического до фентази и ужасов. Особенно, с учетом сложных взаимоотношений Новгорода с Москвой, на гербе которой изображен Георгий Победоносец, поражающий змея…

@темы: мнение, кино, Россия, Норвегия, Новгород Великий, Древняя Русь

URL
Комментарии
2015-06-07 в 09:29 

Лисище
Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них! (с)
Заинтересовало, надо будет тоже посмотреть. :)
Особенно, с учетом сложных взаимоотношений Новгорода с Москвой, на гербе которой изображен Георгий Победоносец, поражающий змея…
И тут становится ещё интереснее. )))))))))))))
*Шёпотом* можно я спрошу? А вы планируете продолжать "Сны о России" и "Весеннюю сказку". Очень интересно, очень хочется читать дальше, а продолжений всё нет и нет.
:shuffle:

2015-06-07 в 13:19 

123-ok
Лисище

На здоровье! ;-)

А вы планируете продолжать "Сны о России" и "Весеннюю сказку".

Планирую. Это "становые" работы для моего хед-канона. Просто я работаю - как наверное заметили - медленно и с трудом переключаюсь с одного на другое. Одновременно писать несколько вещей не могу. :nope: По-белому завидую тем, кто может работать иначе.

URL
2015-06-07 в 21:22 

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)
А можно не слишком умный вопрос?:shy: Просто в мифологии не сильна(
Есть версия, что Георгий Победоносец (Егорий Храбрый) это также прототип языческого бога скота, т.е. Велеса (или Волоса). Но опять же Велес - это Змий вроде как. Или Волос и Велес - разные божества?
И как им там соответствует Волхов? Извините за кучу вопросов.
Просто я думала, что Велес больше связан с волком, а потом наткнулась на образ змия.
Ну, не может же Георгий сам с собой бороться?)

2015-06-08 в 01:55 

123-ok
divanmaster

что Георгий Победоносец (Егорий Храбрый) это также прототип языческого бога
Наверное, имелось виду, что Велес послужил прототипом для Егория? ;)

прототип языческого бога скота, т.е. Велеса (или Волоса)

Который в свою очередь мог быть еще и богом солнца или неба - несмотря на то, что явно имеет "подземный", потусторонний "окрас". И конфликт - если он вообще был (существует и такая постановка вопроса) - между ним и Перуном был конфликтом между верховными богами двух разных поколений (типа Кронос-Зевс или Имир-Один), которые часто соотносятся с переходом от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства - к земледелию, с созданием государства или завоеванием. То есть – с неким радикальным изменением жизни общества и его мировоззрения. Сам символ змея, как отрицательного персонажа, мог возникнуть у индоевропейцев из-за того, что его высоко чтили (как подателя вод) в т.н. Старой Европе (например, те же трипольцы или критяне) - то есть для индоевропейцев это был символ побежденного врага и бог покоренных народов.

В такой схеме Перун мог быть сыном или младшим братом Велеса, лишившим его верховной власти и заточившим в подземном/подводном мире (любопытно, что образ нашего Велеса просто разительно схож с образом германского Вотана-Одина, отца Тора). Мифология южных славян и былины о Волхе Всеславовиче прямо называют героев-оборотней Вуков (Волков) сыновьями Змея, вот только Змеем в легендах южных славян является сам бог грома. Такое вот, понимаешь, колесо сансары… Вечно воющие отец и сын, постоянно меняющиеся этими ролями.

Как мог бог солнца - вроде бы персонаж положительный - стать Змеем, которого побеждает Громовержец? В общем-то, легко - когда входит в слишком большую силу (вызывая засуху) - вариант, особо часто встречающийся у южных народов. Основное преступление Змея в большинстве индоевропейских мифов - как раз похищение небесных вод или их подателей. У индоиранских (арийских) народов Змей - сам рожденный богиней воды - откровенно связан с иссушающим зноем и засухой. Или когда, напротив, бог солнца становится слишком слаб (старое - ночное или зимнее - солнце), что не столько дарует силу природе, сколько ее "мертвит", а потому должен умереть, чтобы возродиться. В обоих случаях победу над его негативной стороной одерживает бог грома, который выступает или как предвестник дождя или как предвестник весны.

Или Волос и Велес - разные божества? И как им там соответствует Волхов?

Тут надо всегда помнить, что славянская мифология - реконструкция чистой воды, созданная из обломков небольшого числа имен (которые записывали люди, совершенно не разбирающиеся в язычестве и настроенные к нему крайне негативно), по мотивам изрядно преобразовавшихся за столетия сказок и песен и по подобию родственных, лучше сохранившихся мифологий. Хотя и в последних противоречий более чем достаточно.

В процитированной легенде Волхов-Ящер (Велес) мог соотнестись с Перуном, как вследствие банальной ошибки (все же 17 век весьма далек от Крещения), так и по той причине, что это все действительно были воплощения одного и того же бога. Для периода развития мифологии, в котором славян застало Крещение – это вполне возможно. Общество еще не знало четкого деления и специализации, поэтому ее могли не знать и персонажи «высокой мифологии».

Вообще, одной из характерной особенностей славянских богов – вернее, их изваяний – была их многоликость и многорукость. То есть христианство застало славянских богов буквально в стадии «распада».

Вполне возможно, что Волхов-Перун-Велес были не разными богами, а ипостасями одного и того же (или связанной триадой). Скорее всего, распределены были по земледельческим периодам – весна+раннее лето/лето+ранняя осень/осень+зима и «мирам» - небо, земля (дождь и молния – традиционные символы связи неба с землей) и подземное/подводное царство.

Такое «размножение делением» или оставление богу только одной его функции встречается и в других миф.системах – у шумеров, например, от бога солнца Шамаша «отпочковался» бог войны, подземного мира и всяческих бед – Нергал (опять-таки из-за олицетворения его с разрушительной, губительной силой палящего Солнца). Скорее всего, через такую же «операцию» прошли греческие Арес и Аполлон. Локи у германцев «мутировал» из Лодура-демиурга (родного брата Одина, входящего с ним в триаду творцов мира) в бога «младшего поколения», побратима Одина и причину Рагнарека. Римский Марс, который в своем исходном варианте (когда мужчины-италики равно и пахали, и пасли стада, и воевали) был особо близок к тому божеству, чье место занял Георгий – Яровиту, Волху, Вуку, Ругевиту. Начал, как бог плодородия, скота, весны, воинской доблести, закончил – свирепым богом войны, которому был закрыт путь в город, основанный его же детьми.

Есть также мнение, что прото-Егорий был богом, который «распался» на Велеса и Перуна, поэтому и сочетает в себе одновременно черты обоих (и чье имя и образ в городах уже были не в ходу, но сохранились у селян). Это и бог плодородия, и воин-защитник, и сияющий юноша «по колено в серебре, по локоть в золоте», и оборотень, сумрачный владыка леса и хищников (волков и змей).

Поэтому вопрос «Ну, не может же Георгий сам с собой бороться?» тут оказывается не таким уж риторическим. Особенно, учитывая веру славян в перерождение. А также, в принципе, особое внимание любых земледельцев к природным циклам.

URL
   

Уголок болтологии

главная